[В начало сайта] [Переписка Мопассана] [Алфавитный указатель собрания произведений Ги де Мопассана] [Произведения]


МОПАССАН (Maupassant), Ги (полное имя - Анри Рене Альбер Ги) де

[5. VIII. 1850, замок Миромениль, близ Трувиля-сюр-Арк (деп. Нижняя Сена), - 6. VII. 1893, Париж] - французский писатель. Его отец, из обедневших дворян, служил биржевым маклером; мать происходила из культурной бурж. семьи г. Руана, в которой бывал в молодости Г. Флобер. Учился Мопассан в духовной семинарии г. Ивето, затем окончил руанский лицей и в 1869 получил звание бакалавра. В 1870 поступил на юридический факультет в г. Кане, но в связи с началом франко-прусской войны был призван в армию. После войны Мопассан служил чиновником Морского министерства (до 1878) и Министерства народного просвещения (до 1880). Литературные интересы пробудились у Мопассана на школьной скамье. Одним из его учителей в лицее был друг Флобера, поэт Луи Буйе, поощрявший стихотворные опыты юноши. В 70-е гг. Мопассан упорно овладевал литературным мастерством под руководством Флобера - взыскательного наставника, оказавшего определяющее воздействие на формирование таланта и эстетич. взглядов Мопассана. Писатель посвятил Флоберу свою первую книгу «Стихотворения» («Des vers», 1880) и сохранил до конца жизни глубокое уважение к его памяти. У Флобера Мопассан встретился с писателями и критиками - Э. Золя, А. Доде, Э. Гонкуром, И. Тэном и др., а также с И.С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой. Влияние Тургенева и дружба с ним стали важным фактором развития Мопассана, посвятившего русскому писателю первый сборник своих новелл «Заведение Телье» («La maison Tellier», 1881) и написавшего о нем две статьи: «Изобретатель слова "нигилизм"» (1880) и «Иван Тургенев» (1883).
       Печататься Мопассан начал во 2-й пол. 70-х гг., опубликовав (под псевдонимом) несколько очерков и статей в газетах и журналах («Гюстав Флобер», «Бальзак по его письмам» и др.). Сближение с Золя и молодыми писателями-натуралистами (П. Алексис, А. Сеар, Ж. К. Гюисманс, Л. Энник) привело Мопассана к участию в сб. рассказов «Меданские вечера» (1880); напечатанная здесь новелла «Пышка» («Boule de suif») явилась убедительным свидетельством зрелого мастерства Мопассана. Лучшая вещь сборника, посвященного реалистич. изображению эпизодов франко-прусской войны, «Пышка» выделялась резкой антибуржуазной направленностью, остротой социального анализа - чертами, характерными для всего творчества Мопассана. С 1880 развернулась почти беспримерно продуктивная литературная деятельность Мопассана. Регулярно выступая в периодич. прессе, гл. обр. в газетах «Le Gaulois» («Галл»), «Le Gil Bias» («Жиль Блас»), «Figaro» («Фигаро»), «Echo de Paris» («Эхо Парижа»), с новеллами, статьями, очерками (далеко не полностью собранными в изданиях его соч.), он опубликовал в течение 11 лет шесть романов, сборники новелл: «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» («Mademoiselle Fifi», 1882), «Дядюшка Милон» («Le pere Milon», 1883), «Рассказы вальдшнепа» («Contes de la becasse», 1883), «Лунный свет» («Clair de lune», 1884), «Мисс Гарриет» («Miss Harriet», 1884), «Мисти» («Misti», 1884), «Сестры Рондоли» («Les sœurs Rondoli», 1884), «Иветта» («Yvette», 1885), «Сказки дня и ночи» («Contes du jour et de la nuit», 1885), «Tyan» («Toine», 1885), «Маленькая Рок» («La petite Rocque», 1886), «Господин Паран» («Monsieur Parent», 1886), «Орля» («Le Horla», 1887), «Избранник госпожи Гюссон» («Le rosier de m-me Husson», 1888), «С левой руки» («La main gauche», 1889), «Бесполезная красота» («L'inutile beaute», 1890); книги путевых очерков: «Под солнцем» («Au soleil», 1884), «На воде» («Sur l'eau», 1888), «Бродячая жизнь» («La vie errante», 1890). Посмертно изд. сборник новелл «Разносчик» («Le colporteur»), отрывки незаконченного романа «Анжелюс» («L'Angelus») и повести «Чужеземная душа» («L'ame etrangere»). В 1891 писательский путь Мопассана трагически оборвался вследствие психической болезни.
       Мопассан - один из последних великих французских реалистов 19 в. В основе его творчества лежало глубоко критич. отношение к капиталистической действительности, трезвое, не оставлявшее никаких иллюзий понимание сути господств. отношений, фальши бурж. демократии и грязного политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Вслед за Флобером Мопассан остро ощущал духовное убожество, пошлость, корыстолюбие буржуа-собственника, лживой морали которого он стремился противопоставить (особенно в начале творческого пути) раскованность страстей, близость к природе, правду естеств. чувств человека. Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма (И. Тэн, Г. Спенсер) вносили в сознание Мопассана пессимистич. мысли о невозможности изменения сложившегося порядка вещей. Представления о непреодолимом одиночестве человека, о его беспомощности перед случаем, страстью, старостью, болезнью, смертью, окрашенные в тона шопенгауэровского пессимизма, порой казались Мопассану воплощением царящего в мире неблагополучия и накладывали определенную печать на его творчество (гл. обр. в последние годы жизни). В нравств.-эстетич. основах своего творчества Мопассан был гуманистом и реалистом. В большинстве его произведений метафизич. пессимизм отступает перед глубиной и точностью анализа социальной природы человеческих отношений и характеров, перед стремлением к гуманистич. нравств. идеалу. В силу этого самый пессимизм Мопассана оказывался своеобразной формой социальной критики, способствуя разрушению иллюзий бурж.-мещанского прогресса.
Свои эстетич. воззрения Мопассан выразил в статьях и очерках о Флобере, Тургеневе, Золя, в ст. «Роман», опубл. как предисловие к роману «Пьер и Жан», в ст. «Эволюция романа в 19 веке» и др. Мопассан защищал традиции реалистич. иск-ва, его познават. функции, видя задачу писателя в том, чтобы раскрывать людям «беспощадную, страшную и святую правду» (см. Полн. собр. соч., т. 8, М., 1958, с. 484), доискиваться истины, не обращая внимания на общепринятую официальную, ортодоксальную мораль. Ученик Флобера, он ратовал за высокую художнич. объективность, за ясность и точность худож. формы, за лаконизм, простоту и выразительность языка. Соратник Золя и натуралистов в борьбе против фальшивого бурж. морализаторства, Мопассан одновременно всегда подчеркивал свое несогласие с натуралистич. догмами «научного романа» и «человеческого документа», утверждая необходимость строгого отбора явлений и фактов, с помощью которых художник создает не «банальную фотографию жизни», а «...ее воспроизведение, более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность» (там же, с. 11). Вопреки возникавшему декадентству, Мопассан защищал сознательность творч. акта, говорил о необходимости «много наблюдать и раздумывать над тем, что видел» (там же, т. 12, М., 1958, с. 198). Вместе с тем для эстетич. воззрений Мопассана (особенно в конце 80-х гг.) характерны известные уступки субъективизму, перенесение центра тяжести с объективного мира как предмета худож. отражения на восприятие художника, его познающее и чувствующее «я», что находило соответствие в тенденциях «чистого психологизма», в интересе к загадочным явлениям психики, заметном в некоторых поздних произведениях Мопассана.
       Крупным вкладом в мировую литературу явилась новеллистика Мопассана. Продолжая и совершенствуя французскую традицию, используя опыт других литератур (в частности, опыт Тургенева-рассказчика), Мопассан сделал свою новеллу средством смелого и глубокого познания жизни. Разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по способу повествования и жанровым признакам (история целой судьбы, воспоминание, дорожное происшествие, письмо, уличная сценка, размышление, диалог и т. д.), новеллы Мопассана отличаются единством формы и содержания, напряженным интересом к человеку; в большинстве новелл «забавные» либо печальные факты и эпизоды выражают социальные закономерности, полны нравств.-философского смысла. Важной их особенностью является воссоздание характера и психологии героев через действие, поступки, речевую манеру, через использование выразит. деталей. Богатство новеллистики Мопассана определяется и многообразием интонаций - от грустной, элегической, порой трагической, до всевозможных оттенков юмора, особенно отчетливо связывающего М. с нац. традицией. Лукавая насмешка над человеческими слабостями («Нормандец», «Эта свинья Морен» и др.), озорное веселье фривольных, эротич. ситуаций («Булавки», «Хозяйка», «Задвижка», «Петух пропел» и др.) в большинстве рассказов уступают место язвительной иронии, сарказму, с которыми изображаются нравы буржуазного общества, по словам Мопассана, «... сверху донизу бесконечно смехотворного» (там же, т. 11, М., 1958, с. 85), «...ужасающе посредственного и трусливого» (там же, с. 274). «...Великий живописец человеческого безобразия» (Франс А., Собр. соч., т. 8, М., 1960, с. 19), Мопассан изобразил целую галерею буржуа-обывателей, настигая их повсюду, вплоть до тайников их частной жизни, обнажая их духовное убожество, лицемерие их чувств и помыслов; полные внутр. иронии сюжетные коллизии мн. рассказов, со свойственными им резкими поворотами действия и неожиданной развязкой, дают возможность «вывернуть наизнанку» жалкие душонки обывателей: «Драгоценности», «Мой дядя Жюль», «Дождевой зонтик», «Наследство», «Награжден орденом», «В лоне семьи», «Мой дядя Состен» и др.
       Страстно любя природу, утверждая могущество и красоту земной любви («Лунный свет», «Счастье», «Любовь»), Мопассан в многочисленных рассказах с иронией и горечью говорил о профанации любви, превращении ее в предмет купли-продажи или грязной забавы, в средство обмана, наживы, порабощения, об адюльтере и проституции - неизменных спутниках бурж. брака-сделки («Реванш», «Знак», «Свидание», «Иветта», «Завещание», «Господин Паран» и др.), о трагедии брошенных незаконных детей («Отец», «Сын», «Отцеубийца», «Оливковая роща» и др.). Обостренно ощущая одиночество человека в капиталистическом обществе («Одиночество»), Мопассан пишет об ужасе перед внезапно открывшейся изнанкой жизни («Гарсон, кружку пива»), о безрадостном существовании маленького человека («Прогулка»), о его беззащитности перед неожиданными ударами судьбы («Ожерелье», «Верхом»), об одиноких любящих душах, растоптанных пошлостью и грубым эгоизмом среды («Правдивая история», «Плетельщица стульев», «Мисс Гарриет» и др.). В новеллах из народной жизни Мопассан изобразил не только жадность, скупость, темноту деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол», «Признание», «В море», «Сочельник» и др.), но и вековую драму крестьянина-бедняка («Отец Амабль»), и страшную участь людей, выброшенных на дно жизни («Бродяга», «Нищий»), трагедию обездоленной женщины («Шкаф», «Одиссея проститутки», «В порту» - рассказ, переведенный Л. Н. Толстым под названием «Франсуаза», и др.). Не идеализируя простых людей, Мопассан только в их среде находит чистоту и человечность чувств и отношений («Папа Симона», «Дочка Мартена», «Буатель», «Возвращение», «Клошетт» и др.). В новеллах о франко-прусской войне именно простые люди, иногда отщепенцы и парии буржуазного общества, в отличие от трусливых и эгоистичных буржуа, оказываются способными на патриотические чувства и героические поступки («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон», «Пленные», «Два приятеля» и др.). В ряде новелл нашли выражение нараставшие в сознании Мопассана настроения ужаса перед господствующим злом («Муарон», «Денщик», «Усыпительница», «Вечер» и др.), болезненный интерес к загадочным явлениям психики («Орля», «Кто знает?» и др.).
       Заметной вехой в развитии французского реализма явились романы Мопассана. В романе «Жизнь» («Une vie», 1883, русский перевод 1883) тема утраченных иллюзий, столкновения романтич. мечтаний и идеальных побуждений с грубой и жестокой прозой жизни наполнена определенным социально-историческим содержанием: печальная судьба героини романа Жанны - чистой, человечной, близкой к природе женщины, свидетельствует о нежизнеспособности патриарх.-дворянского уклада, его беззащитности перед недобрыми силами буржазного практицизма. В романе «Милый друг» («Bel-Ami», 1885, русский перевод 1885) история карьеры бессовестного хищника вырастает в памфлетно острое обличение политических нравов, прессы, общественной жизни, колониальных авантюр Третьей республики. Головокружительный успех Жоржа Дюруа знаменует господство продажности во всех сферах общества, нравств. вырождение бурж. личности. Социально-психологическая глубина характерна и для романа «Монт-Ориоль» («Mont-Oriol», 1886, русский перевод 1887), рассказывающего о том, как в тихой Оверни начинает бушевать коммерческий ажиотаж вокруг организации курорта, и атмосфера пропитывается духом стяжательства. Героиня романа - женщина, тонко чувствующая красоту, чуждая деляческому практицизму своего мужа-банкира и жестоко обманувшаяся в любви к себялюбцу-сибариту Бретиньи. Роман «Пьер и Жан» («Pierre et Jean», 1887 - 88, русский перевод 1888) - психологический этюд о зависти и чувстве собственности, разрушающем семейные связи. В последних романах Мопассана заметно сужение социальной тематики, перенесение акцента на «вечные» законы человеческой природы, на анализ иррациональных глубин психики. Роман «Сильна как смерть» («Fort comme la mort», 1889, русский перевод 1890) - анализ страданий художника, связанных с ощущением приближающейся старости и творч. бессилия; «Наше сердце» («Notre cœur», 1890, русский перевод 1890) - роман о душевном смятении и раздвоенности чувств светского дилетанта-сибарита, отмеченный чертами известного нравств. индифферентизма.
Прозе Мопассана свойственна строгая внутр. худож. логика, в соответствии с которой произв. строится, по словам Мопассана, «...при помощи таких искусных и незаметных приемов и с такой внешней простотой, чтобы невозможно было увидеть и указать, в чем заключаются замысел и намерения автора» (Полн. собр. соч., т. 8, 1958, с. 9 - 10). Сжатостью, точностью и ясностью отличается язык Мопассана, «подлинно французский язык», по словам А. Франса (см. Собр. соч., т. 8, 1960, с. 105), «сочный, простой, безыскусный, поистине народный» (там же, с. 18). Но за этой внешней простотой - сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенар. франц. языка.
       Большинство сочинений Мопассана переведено и издано в России еще в конце 19 в. Реалистич. сила и эстетич. совершенство его иск-ва отмечены И. С. Тургеневым - первым пропагандистом Мопассана в России. В письме М. М. Стасюлевичу от 24 ноября 1882 Тургенев дает восторж. оценку роману «Жизнь» (см. Собр. соч., т. 11, 1949, с. 374 - 75). В другом письме к тому же адресату Тургенев говорит о «Жизни»: «Роман - прелесть и чистоты чуть ли не шиллеровской» (цит. по кн.: М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. 3, СПБ, 1912, с. 222). Л. Н. Толстой написал в 1894 предисл. к соч. Мопассана (см. Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 30, 1951, с. 3 - 24). Толстой высоко оценил талант Мопассана, сумел понять его противоречия и его духовную драму. По словам А. П. Чехова, Мопассан своим искусством «...поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже больше невозможным» (цит. по кн.: Куприн А. И., Полн. собр. соч., т. 7, СПБ, 1912, с. 129). Мопассан - один из наиболее популярных в СССР иностранных писателей.

Полное собрание сочинений Ги де Мопассана