[В начало сайта] [Переписка Мопассана] [Алфавитный указатель собрания произведений Ги де Мопассана] [Произведения]


Ю. Данилин. Историко-литературная справка к 7 тому.

 
Начало произведения

     Ю. Данилин. Историко-литературная справка к 7 тому.
     
     
     -------------------------------------------------------------------
     Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений в 12 тт. Том 7. Библиотека "Огонек", Изд. "Правда", М.: 1958
     Ocr Longsoft для сайта mopassan.krossw.ru, август 2007
     -------------------------------------------------------------------
     
     
     В настоящий том входят произведения Мопассана, опубликованные им в 1886 — 1888 годах.
     Начало работы Мопассана над романом «Монт-Ориоль» пока не может быть точно определено. Запись в дневнике Тассара от 28 марта 1885 года свидетельствует о каком-то этапе работы писателя над этим романом (по возвращении его из первой поездки по Италии); но идет ли речь о какой-нибудь стадии писания романа или же только о разработке его плана, остается неизвестным. Вот эта запись: «Мой господин возобновил свою работу; он пишет несколько газетных хроник, чтобы потом всецело заняться новым романом».
     Возможно, что замысел «Монт-Ориоля» возник у Мопассана за несколько лет раньше. Летом 1884 года он жил в Оверни, на курорте Шатель-Гюйон, не раз упоминаемом в «Монт-Ориоле». В местах, описываемых в романе, он бывал и до этого, посвятив им очерк «В Оверни» («Жиль Блас», 17 июля 1883 года), а также очерк «Врачи и болезни» («Голуа», 11 мая 1884 года), содержащий ряд анекдотов, встречающихся затем в «Монт-Ориоле».
     Летом 1885 года Мопассан еще раз посетил Овернь и снова жил на курорте Шатель-Гюйон. Сообщая об этом в письме к матери (август 1885 года), он добавлял: «Я только тем и занят, что исподволь работаю над романом... Это будет довольно краткая и очень простая история, развертывающаяся на фоне этого спокойного и величественного пейзажа; сходства с «Милым другом» не будет никакого».
     Далее, в том же письме Мопассана говорится: «...Я рассчитываю уехать во вторник вечером, чтобы в четверг прибыть в Этрета. Меня тянет к работе. Возможно, что я скоро поеду в Канн или в Ниццу, если ты в Ницце, и буду, не отрываясь, писать там роман, который подготовляю здесь, чтобы закончить его к будущему лету и затем все лето свободно разъезжать».
     «Г-н де Мопассан готовит к печати первые листы романа «Монт-Ориоль», — записал Тассар 4 марта 1886 года.
     Однако роман еще не был закончен. В письме Мопассана к г-же Леконт де Нуи от 2 марта 1886 года из Антиба говорится: «Катаюсь по морю, а главным образом работаю. Я сочиняю историю страсти, очень экзальтированной, очень живой и очень поэтической. Это для меня ново и затрудняет меня. Главы, в которых я описываю чувства, перемараны гораздо больше, чем остальные. В конце концов дело все же подвигается: имея терпение, приноравливаешься ко всему; но я часто смеюсь над сентиментальными мыслями (очень сентиментальными и нежными!), которые приходят мне на ум в результате прилежных поисков. Боюсь, что это пристрастит меня к любовному жанру не только в книгах, но и в жизни, ибо когда ум приобретает какой-либо новый изгиб, он его сохраняет, и действительно мне случается иногда, прогуливаясь по Антибскому мысу (мысу уединенному, как бретонские ланды) и обдумывая при лунном свете поэтическую главу, воображать, что все эти приключения не столь уж глупы, как принято думать».
     Роман был закончен Мопассаном лишь в декабре 1886 года в Антибе.
     «Монт-Ориоль» печатался фельетонами в «Жиль Блас» с 23 декабря 1886 года по 6 февраля 1887 года. Затем в том же 1887 году он был издан Аваром отдельной книгой.
     По свидетельству Шарля Лапьерра, одного из друзей Мопассана, «Монт-Ориоль» представляет собою «точный рассказ» о действительно имевших место событиях (A. Lumbroso, Souvenirs sur Guy de Maupassant, Rome, 1905, p. 611).
     Французский исследователь Мопассана Андре Виаль довольно подробно останавливается (Andrє Vial. Guy de Maupassant et l'art du roman, P., 1954, pp. 329 — 334) на вопросе об источниках романа. Виаль указывает, что Мопассан точно воспроизвел картину курортной жизни в Шатель-Гюйоне и соперничество двух лечебных предприятий, в котором отразилась борьба местного капитала с более сильным столичным противником. К одному из этих предприятий, к «Обществу минеральных вод Шатель-Гюйона», образованному в 1875 году при участии парижского капиталиста банкира Брокара, был причастен доктор Барадюк, врачебный инспектор минеральных вод, близкий друг отца писателя, Гюстава де Мопассана. По мнению Виаля, писатель мог узнать всю подноготную изображаемой им борьбы двух обществ именно от д-ра Барадюка. Виаль находит возможным в некоторых случаях видеть в лице д-ра Барадюка прототип персонажа романа д-ра Латона, а также указывает, что прототипом старого крестьянина Ориоля, изображенного в романе, послужил житель Шатель-Гюйона, крестьянин Пре-Лижье.
     Французские критики нередко стремятся усматривать в иных персонажах романов Мопассана автопортреты писателя. Так обстоит с образом романиста Гастона Ламарта из «Нашего сердца», так обстоит и с образом Поля Бретиньи из «Монт-Ориоля». Не отрицая возможности привнесения Мопассаном в эти образы некоторых автобиографических черт, мы все же остерегаем читателя от мысли видеть в лице Поля Бретиньи (как и Ламарта) подлинный автопортрет Мопассана.
     Книга Мопассана «На воде» была напечатана в журнале «Литература и искусство», в номерах от 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 1888 года. В том же 1888 году это произведение было выпущено отдельной книгой в издательстве Марпона и Фламмариона с рисунками Риу. В книге Мопассан сделал одно добавление: эпизод, помеченный «Сен-Тропез, 12 апреля», он дополнил застольною беседой коммивояжеров в гостинице Бальи де Сюффрена.
     Многие французские критики ошибочно считали, да и продолжают считать, что «На воде» представляет собою точную фиксацию дум и настроений Мопассана в 1887 году. Между тем, как доказал еще в 1908 году немецкий ученый Пауль Ман, обстоятельно ознакомившийся с газетными очерками, с «хрониками» Мопассана, «На воде» «состоит на две трети из вещей, написанных в 1881 и 1882 годах» (Paul Mahn. Guy de Maupassant, Berlin, 1908, S. 128). В своем труде Пауль Ман приводит доказательства этого утверждения. Он сообщает, что эпизод о бегстве Базена был уже рассказан Мопассаном в «Голуа» 15 апреля 1883 года; что рассуждение о войне было уже опубликовано в «Голуа» 10 апреля 1881 года в виде очерка «Война», перепечатанного впоследствии в «Жиль Блас» 11 декабря 1883 года, а позднее составившего предисловие к книге рассказов Гаршина, озаглавленной во французском переводе «La Guerre»; что по поводу «второго зрения» писателей Мопассан уже напечатал хронику «Писатель» в «Голуа» 6 ноября 1882 года и очерк «В скитаниях» в «Жиль Блас» 14 февраля 1883 года; что отрывок о психологии толпы появился в «Голуа» под названием «Толпа» 23 марта 1882 года, а позднее, 7 апреля 1885 года, перепечатан в «Жиль Блас», где он был озаглавлен «Политическая философия»; что о нужде служащих уже говорила хроника «Чиновники» в «Голуа» от 4 января 1882 года; что тема об остроумии французов богато использована в хрониках: «Остроумие во Франции» — в «Голуа» от 19 июня 1881 года, «Болтовня» — в «Голуа» от 20 января 1882 года, «Утонченность» — в «Жиль Блас» от 25 декабря 1883 года и «Будьте же остроумны» — в «Голуа» от 2 января 1884 года.
     Пауль Ман оговаривается, что мог бы указать и другие аналогичные параллели. И действительно, можно отметить, что эпизод «Сен-Тропез, 13 апреля» находится в чрезвычайной близости с новеллой «Счастье» (т. IV), напечатанной Мопассаном в «Голуа» 16 марта 1884 года; что ряд мыслей о жизни служащих встречается в новелле «Прогулка» (т. IV) и т. д.
     Таким образом, книга «На воде» составилась в наибольшей части из старых «хроник» Мопассана, преимущественно 1881 — 1884 годов, объединенных чисто внешне описанием недельного путешествия на яхте «Милый друг». Когда работал Мопассан над описанием этого путешествия, то есть над «рамой» книги, указаний не сохранилось.
     Яхта «Милый друг», занимающая столь большое место в книге, была приобретена Мопассаном зимою 1885/86 года. Вскоре после ее покупки Мопассан, по рекомендации своего знакомого, капитана Мютерса, нанял матроса Бернара, который стал исполнять обязанности капитана яхты; второй матрос, Ремон, был нанят в октябре 1886 года. Впоследствии, в апреле 1888 года, команда «Милого друга» пополнилась еще юнгою.
     Яхта не удовлетворяла Мопассана, и в январе 1888 года он купил в Марселе другое, несколько более вместительное судно, которому снова было дано имя «Милый друг». Франсуа Тассар описывает поездку Мопассана на этой яхте, происходившую 18 января 1888 года. Если к этому времени уже могло быть написано начало книги «На воде», появившееся в печати 1 февраля, то последующие части «обрамления» книги, то есть описания путешествия, могли быть созданы и на второй яхте Мопассана.
     В записи от 2 августа 1890 года Тассар сообщает: «Вечер великолепный, звезды начинают зажигаться на синем своде, чуть затянувшемся облаками на востоке. Мы сидим на палубе «Милого друга», который бросил якорь как раз на том месте, где три года тому назад стоял маленький черный «Милый друг». Мой господин сидит в кресле, откинувшись назад, и так же, как три года тому назад, смотрит на гору, на спускающуюся по ней извилистую тропинку, где он тогда видел влюбленную пару, поразившую его, как само воплощенное счастье. Он повертывает голову к берегу, куда эти влюбленные приходили после обеда, а потом рассматривает гостиницу и окно той комнаты, где они нашли приют и где зажгли свет, вскоре затем погасший. Выходя из задумчивости, он говорит Бернару:
      — Хорошо ли я изобразил в «На воде» влюбленных, которых я как-то вечером видел здесь? Я уверен, они и не подозревали, что кто-то наблюдает за ними на таком близком расстоянии.
      — О да, да, — отвечает Бернар, делая энергичные жесты одобрения (Souvenirs sur Guy de Maupassant par François, pp. 241 — 242).
     «Три года назад», «маленький черный «Милый друг» — все это свидетельствует, что действие «рамочных» описаний книги относится к 1887 году и связано с первой яхтой Мопассана. Встреча с влюбленными описана в эпизоде, датированном «Агэ, 8 апреля», и затрагивается вскользь в конце последнего эпизода книги «14 апреля».
     Эпизоды книги датированы 6 — 14 апреля. По-видимому, это чисто условные даты. Попытка сблизить их с апрелем 1885, 1886 или 1887 годов безрезультатна: Тассар не отмечает в это время поездок Мопассана на яхте.
     В воспоминаниях Тассара за 1888 — 1890 годы немало записей о поездках Мопассана на «Милом друге».
     Матросы «Милого друга» горячо любили своего хозяина, который, по их словам, «был на судне столько же капитаном, сколько и товарищем». Ремон и Бернар безотлучно находились при Мопассане после его покушения на самоубийство 1 января 1892 года. Спустя неделю после смерти Мопассана «Фигаро» напечатал 14 июля 1893 года следующее письмо в редакцию, которое мы воспроизводим с соблюдением особенностей его стиля:
     
                          12 июля 1893 года
     Господин главный редактор,
     Слишком поздно узнав о смерти моего бывшего и оплакиваемого хозяина, г-на Ги де Мопассана, мы не могли, Ремон и я, его матросы, своевременно доставить вам этот венок, смиреннейший знак нашей преданности ему и нашей признательности.
     Берем смелость просить вас, господин главный редактор, возложить этот венок на его могилу и выразить его семейству самые искренние чувства соболезнования от его верных и преданных матросов.
                          Бертран и Ремон.
     
     Соблаговолите принять, господин главный редактор, мою живую и искреннюю благодарность, а также уверения в глубоком уважении.
                          Бернар, бывший капитан «Милого друга»,
                                               капитан «Линкса» в Антибе.
     
     Мы не знаем, кто такой был Бертран; возможно, это тот юнга, который, как указывает Тассар, был нанят 16 апреля 1888 года.
     Сборник рассказов «Избранник г-жи Гюссон» был выпущен в конце 1888 года издательством «Либрери модерн» и переиздавался при жизни Мопассана без всяких изменений в составе своих новелл. Сборник состоит преимущественно из юмористических и сатирических новелл, большинство которых относится, однако, еще к 1883 — 1884 годам. Читатель сборника ощутит явную разницу в тоне смеха Мопассана сравнительно, например, со сборником «Сестры Рондоли», где юмор писателя был гораздо более жизнерадостен и беззаботен. В 1887 — 1888 годах, исключая, может быть, только начальную вещь «Избранник г-жи Гюссон», Мопассан пишет рассказы («Баронесса», «Вечер», «Развод») уже почти не смешные, несмотря на комическую ситуацию, в которой находятся персонажи. Еще более ясно все это в рассказе «Убийца», написанном в тонах той мрачнеющей сатиры, которая будет только болезненно обостряться в последних новеллах Мопассана.

Полное собрание сочинений Ги де Мопассана