[В начало сайта] [Переписка Мопассана] [Алфавитный указатель собрания произведений Ги де Мопассана] [Произведения]
Письмо Ги де Мопассана №1 Матери
Письмо Ги де Мопассана №10 Луи ле Пуатвену Письмо Ги де Мопассана №20 Матери Письмо Ги де Мопассана №26 Катюлю Мендесу Письмо Ги де Мопассана №27 Гюставу Флоберу Письмо Ги де Мопассана №28 Гюставу Флоберу Письмо Ги де Мопассана №29 Эдгару Рауль-Дювалю Письмо Ги де Мопассана №30 Эдгару Рауль-Дювалю Письмо Ги де Мопассана №31 Катюлю Мендесу Письмо Ги де Мопассана №32 Гюставу Флоберу Письмо Ги де Мопассана №33 Неизвестному Письмо Ги де Мопассана №34 Роберу Пеншону Письмо Ги де Мопассана №35 Неизвестному Письмо Ги де Мопассана №36 Роберу Пеншону Письмо Ги де Мопассана №40 Луи ле Пуатвену Письмо Ги де Мопассана №50 Матери Письмо Ги де Мопассана №60 Эмилю Золя Письмо Ги де Мопассана №70 Гюставу Флоберу Письмо Ги де Мопассана №80 Леону Фонтэну Письмо Ги де Мопассана №89 Луи ле Пуатвену |
Письмо Ги де Мопассана №31. Катюлю МендесуПариж [1876 г.]
Вот, дорогой друг, соображения, которые заставляют меня отказаться от вступления в франкмасонскую ложу: 1) Становясь членом какого-нибудь общества, особенно такого, которое претендует, правда, очень безобидно, на роль тайного общества, поневоле принуждаешь себя к выполнению известных правил, даешь известные обещания и надеваешь себе на шею ярмо, а ведь всякое ярмо, как бы легко оно ни было, не так уж приятно.
Я предпочитаю платить своему сапожнику, чем быть ему равным. 2) Если это станет известным — а известным это станет неизбежно, ибо не стоит входить в общество порядочных людей для того, чтобы скрывать это, как нечто постыдное, — я окажусь сразу же на очень дурном счету у большинства моих родственников, что мне не только нежелательно, но и невыгодно. Не знаю почему — вследствие ли эгоизма, дурного характера или эклектизма, — но я никогда не свяжу себя ни с какой политической партией, какова бы она ни была, ни с какой религией, сектой или школой; никогда не войду ни в одно общество, исповедующее какие-либо доктрины, не стану кривить душой ни ради догмы, ни ради выгоды, ни ради какого-либо принципа, — и все это единственно для того, чтобы сохранить за собой право на свободу отрицательных оценок. Я хочу, чтобы мне было дозволено нападать на всех богов, на все
батальонные каре и чтобы меня не могли упрекнуть в том, что я курю фимиам одним и являюсь соратником других; ведь только это даст мне право бороться за всех моих друзей, под каким бы знаменем они ни стояли.
|