[В начало сайта] [Переписка Мопассана] [Алфавитный указатель собрания произведений Ги де Мопассана] [Произведения]



Письмо Ги де Мопассана №1 Матери

Письмо Ги де Мопассана №10 Луи ле Пуатвену

Письмо Ги де Мопассана №20 Матери

Письмо Ги де Мопассана №30 Эдгару Рауль-Дювалю

Письмо Ги де Мопассана №40 Луи ле Пуатвену

Письмо Ги де Мопассана №50 Матери

Письмо Ги де Мопассана №53 Матери

Письмо Ги де Мопассана №54 Эдмону де Гонкуру

Письмо Ги де Мопассана №55 Луи ле Пуатвену

Письмо Ги де Мопассана №56 Роберу Пеншону

Письмо Ги де Мопассана №57 Эмилю Золя

Письмо Ги де Мопассана №58 Эмилю Золя

Письмо Ги де Мопассана №59 Гюставу Флоберу

Письмо Ги де Мопассана №60 Эмилю Золя

Письмо Ги де Мопассана №61 Гюставу Флоберу

Письмо Ги де Мопассана №62 Гюставу Флоберу

Письмо Ги де Мопассана №63 Жоржу Шарпантье

Письмо Ги де Мопассана №70 Гюставу Флоберу

Письмо Ги де Мопассана №80 Леону Фонтэну

Письмо Ги де Мопассана №89 Луи ле Пуатвену

Письмо Ги де Мопассана №58. Эмилю Золя

     Министерство морское и колоний.

Париж, 2 июля 1878 г.
Дорогой учитель,

    Вернувшись утром из деревни, я домой не заходил, а потому нашел у себя ваше письмо, лишь собираясь идти к вам.
    Написал же я вам не сразу оттого, что есть много обстоятельств, которые мне хочется вам изложить.
    Я повидал нескольких жителей Пуасси и вот какие собрал сведения о местных плотниках и лодках.
    Человека, у которого вы были, зовут либо Бодю, либо Даллемань (я, может быть, искажаю фамилии). Во всяком случае, оба они воры и не заслуживают доверия. Им нельзя заказать даже рукоятку для багра. Все лодки местных владельцев или находящихся там парижан были заказаны в Буживале, Шату, Аржантейе или Аньере.
    Что касается яликов — это то же, что повсюду называют рыбачьими челноками. Если бы вы купили подобное сооружение, вам пришлось бы немедленно его перепродать: опытный гребец еще может плыть на нем, да и то очень медленно и со значительной затратой сил. Когда на Сене быстрое течение, как в этом году, то непривычному человеку невозможно пройти в таком челноке хотя бы сто метров против течения.
    Наиболее распространенная и самая лучшая для семейного катания лодка — это легкая норвежка.
    Я видел несколько таких лодок, но они построены известными мастерами и стоят от 260 до 450 франков. Из этого я заключил, что вам незачем обращаться к Вотле или Филиппу, цены которых обычно еще выше.
    В Аржантейе мне предлагали сделать норвежку за 200 франков, но придется подождать по крайней мере три недели.
    На днях мне предстоит съездить в Аньер, и я повидаю Пико и Шанбелана, у которых цены обычно приемлемые.
    Я нашел также лодку, именуемую «утиный охотник», — 5 м длины на 1 м 35 см ширины; за ее прочность могу поручиться. В дереве нет заболони, она легка на ходу и приятна на вид. Недостатки у нее те же, что и у всех лодок этого типа. Так как она специально предназначена для рыбной ловли или охоты, то ее устройство меньше подходит для семейных катаний, нежели у норвежки. Она не может вместить более четырех человек. Норвежка такой же величины могла бы вместить пятерых или, на крайний случай, шестерых, но была бы гораздо тяжелей на ходу. При «утином охотнике» две пары легких, удобных весел. Лодка совсем новая. На ней можно ехать куда угодно и без труда плыть против течения; это именно то, что обычно выбирают рыбаки-любители. Цена ей 170 франков, и я думаю, что ее всегда удалось бы перепродать безо всякого убытка.
    Как поступить?
    Жму вашу руку, дорогой учитель, и прошу вас передать г-же Золя мои почтительные приветствия.

Ги де Мопассан.

    
Если вы решите в пользу «утиного охотника», мастер покрасил бы лодку вновь. Так как она новая, первых двух покрасок недостаточно: краска уже впиталась в дерево. Понятно, что эта покраска входит в счет 170 франков, о которых я упомянул.

Полное собрание сочинений Ги де Мопассана